Автор: Иван Пронько
Уже с начала 6 главы Лакан вспоминает свое определение означающего: «Означающее – это то, что представляет субъекта перед другим означающим».
…но перед каким? Может быть перед первым означающим, которым является означающее матери?
Возникает необходимость в этот момент рассмотреть, что представляет собой означающее в качестве элементарного психического феномена.
Означающее предстает нам в речи, в предложении, в какой-то связи с другими означающими, но обязательным его критерием всегда является его возможное другое применение(значение), то, что оно может относиться и к чему-то другому.
Например, в предложении «Мой зеленый дом», каждое означающее может иметь множество значений: «зеленым» может быть дом, дерево, листья…; «дом» может быть домом твоим, моим, домом неизвестного нам человека и т.д. Не существует означающего, обозначающего единственное явление в природе, т.е. означающего, которое не может повториться в другом предложении, приобретая при этом другой смысл.
Означающее – это не полный смысл, это скорее отсылка к другому смыслу, другому значению.
По сути, означающее это связь, связь с чем-то скрытым, потаенным, потусторонним.
В I семинаре Лакан называет первым символом, первым означающим мать. Как может формироваться такой символ? Как из первичного, визуального образа матери возникает символ?
Возможно, во время отсутствия матери какой-то один ее признак остается рядом с ребенком (может быть халат или любая другая одежда), и этот один признак заменяет ребенку всю мать. Так формируется символ, который, по сути для субъекта лишь связь определенного предмета с образом матери.
Возникновение первого означающего проясняет суть любого означающего – это связь с воображаемым образом, а значение воображаемого образа – это представление объекта, любящего субъекта.