Біографія Лакана

«Аналіз – це важка річ, і він робить боляче. Але коли ти гнешся під вагою витіснених слів, обов’язкової поведінки, лиця, яке треба зберегти, коли твоє уявлення про самого себе стає нестерпним, ти маєш ліки. Принаймні я це відчула на собі й безмежно вдячна за це Жакові Лакану…»
Франсуаза Жиру

Жак Марі Еміль Лакан(13 квітня, 1901 – 9 вересня 1981) – французький психоаналітик, зробивший значний внесок у сучасний психоаналіз та філософію. Вважається одним з найвпливовіших аналітиків після З.Фрейда. Починаючи з 1953 року і до смерті Лакан проводить щорічні семінари присвячені певній темі, де в усній формі намагається донести до слухачів основи свого бачення психічної сфери людини та можливості впливу на цю сферу з допомогою психоаналізу. Поряд з публічними виступами творчість Лакана формують ряд друкованих робіт, більш структурованих, проте  менш зрозумілих для широкого читача. Читати далі…

Колетт Солер “Парадоксы симптома в психоанализе”

 

Лакановские тексты и учения не испытывают недостатка в парадоксальных формулах. Насколько симптом вовлекается, настолько эти парадоксы достигают высшей точки в идее, что нормативная гетеросексуальность сама по себе является симптомом, и, что половые партнеры являются симптомами друг для друга.
Обладает ли Лакан, будучи шутливым и потворствующим, своим пресловутым пристрастием к парадоксу? Выполняет ли он интеллектуальную акробатику? Вопросы могут отскакивать до бесконечности, но я, например, прихожу к выводу от всех моих прочтений и моего клинического опыта, что мы здесь встречаем Лакана уже не парадоксального. Читать далее…

Колетт Солер “Тело в учении Жака Лакана”

 

Это было понятно с самого начала, что бессознательное существует не без некоторой опоры на тело. Я имею в виду, что это было известно с момента появления работ Фрейда. Это было известно с момента первой расшифровки истерических симптомов. Это было также понятно и из-за фрейдовского открытия общей травматической природы сексуальности. И соответственно, с открытием того, что должно было быть названо недостатком сексуального инстинкта в человеке, я имею в виду то, что Лакан называет parletres, говорящее бытие, недостаток сексуального инстинкта, которое дополняется Эдипом во фрейдовском учении. Была известна также, эта опора бессознательного на тело, со времени открытия того, что Фрейд назвал «по ту сторону принципа удовольствия», то есть, чего то, что представляет самого себя время от времени, как плохое наслаждение. Таким образом, сразу было известно, что бессознательное существует не без связи с телом. Читать далее…