Введение к чтению 17 семинара Лакана

Автор: Пронько Иван

«Напротив, все это уже вписано в то самое, что функционирует в качестве реальности… той реальности дискурса, которая уже пребывает в мире и дает ему опору…»

Невозможно разобраться в отношениях между означающими в схеме любого из дискурсов, определенных Лаканом, не дав сперва определение самим означающим. Четыре означающих, составляющие в разных комбинациях четыре дискурса, как и места, которые они занимают получают свое значение в дискурсе господина. Попробуем с помощью данного дискурса понять значение a, S1, S2, $ и место каждого из них,  которое можно обозначить соответственно х1, х2, х3, х4.

S1 – это первое, главенствующее означающее, на схеме расположено над субъектом
а – объект причина желания, на схеме под S2, то, что осталось в результате утраты
S2 – второе означающее, знание, означающее, представляющее субъекта перед другим означающим.
$ — расщепленный субъект
Сама схема отображает некое действие, акт, а именно вмешательство первого означающего в первичные воображаемые отношения ребенка с матерью.
На первых этапах развития мать является любящим существом, которое постоянно окружает ребенка заботой. Но, при условии недоступности матери, ситуации самой по себе катастрофической для ребенка, чтобы как-то преодолеть неразрешимую ситуацию, у него появляется представительство матери внутри него, появляется первый символ — символ матери. Следом за первым символом появляется второй – символ того, что для матери важнее чем ребенок. Стремясь вновь вернуть любовь матери — он старается копировать этот символ. Пытаясь получить как можно больше информации о данном символе, субъект погружается в речь, он получает знание. Начиная с этого момента субъект расщеплен на мать как символ, недоступную мать и мать доступную, которая является объектом, оставшимся в результате утраты, объектом а, который, являясь продуктом досимволического мира (возникшим до структурирования субъекта), всегда является частичным, представленным в виде образа, взгляда, голоса, тактильного прикосновения. а являясь причиной желания, причиной всех стремлений субъекта, одновременно является объектом, полностью недоступным в реальности(возврат первичных симбиотических отношений с матерью невозможен). В результате чего желание субъекта всегда есть лишь желание угодить желанию Другого. Субъект, в результате вхождения в символический, человеческий мир становится рабом.

На схеме дискурса господина:
S1 занимает место господина, место веления (х1 – место господина, веления).
S2 находится на месте раба, месте продукции чего-либо(х2 – место раба, продукции).
$ располагается на месте истины, т.к. сутью данного дискурса является расщепление субъекта (х3 – место истины, сути дискурса).
а расположено на месте наслаждения (х4 – место наслаждения).
Соответственно, можно составить новую схему: