Биография Лакана

«Анализ — это тяжелая вещь, и он делает больно. Но когда ты прогибаешься под весом вытесненных слов, обязательного поведения, лица, которое надо сберечь, когда твое представление о самом себе становится нестерпимым, ты имеешь лекарство. По крайней мере, я это почувствовала на себе, и безгранично благодарна за это Жаку Лакану».
Франсуаза Жиру

Жак Мари Эмиль Лакан (13 апреля, 1901 — 9 сентября 1981) — французский психоаналитик, сделавший значительный вклад в современный психоанализ и философию. Считается одним из самых влиятельных аналитиков после З.Фрейда. Начиная с 1953 года и до смерти Лакан проводит ежегодные семинары посвященные определенной теме, где в устной форме пытается донести до слушателей основы своего виденья психической сферы человека и возможности влияния на эту сферу с помощью психоанализа. Наряду с публичными выступлениями творчество Лакана формирует ряд печатных работ, более структурированных, однако менее понятных для широкого читателя.

Согласно распределению исследовательницы истории психоанализа, Элизабет Рудинеско, Жак Лакан принадлежит ко второму поколению французских психоаналитиков вместе с Сашей Нахтом, Морисом Буве, Даниелем Легашем, Франсуазой Дольто и Анри Ейем. Деятельности этого поколения предшествует деятельность первого, к которому Рудинеско относит Рене Лафорга, Эдуарда Пишона и Мари Бонапарт, которые в 1926 году создали Парижское Психоаналитическое Общество (ППО).

Родился в Париже, старшим из трех детей в семье Альфреда и Эмилии Лакан. Его отец был успешным продавцом мыла и масел. Вообще же семейство было крайне религиозным и консервативным. Младший брат в 1929 году пошел в монастырь.
В 1907 году, еще ребенком, Жака отдают на учебу в одно из самых престижных учебных заведений Парижа — католический колледж Станисласа. Здесь он получает твердое начальное и среднее образование. Именно на это время приходится его знакомство с творчеством Баруха Спинозы, Жана Барузи, Лейбница, святого Павла и Ангелиуса Селезиуса.
С 1919 учится на факультете медицины, с 1926 специализируется на психиатрии в госпитале Святой Анны; также проходит стажировку под руководством всемирно известного психиатра Гаэтана де Клерамбо в специальной больнице префектуры полиции. Позже, через 40 лет, Лакан назовет Клерамбо своим единственным учителем.
В 20-ые годы особенно заинтересован философией Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера, принимает участие в семинарах Александра Кожева по философии Гегеля. Вместе с ним семинары посещают Андре Бретон, Морис Мерло-Понти, Жорж Батай и Жан-Поль Сартр.

В 1932 Лакан защищает докторскую диссертацию «Паронаидальный психоз и его отношение к личности». За несколько месяцев до защиты диссертации начинает проходить собственный анализ в Париже у польско-американского аналитика Рудольфа Левенштейна. В 1934 году становится кандидатом на вступление в Парижское Психоаналитическое Общество (ППО). В 1938 становится полноправным членом ППО, после чего начинает собственную психоаналитическую практику. Членство в ППО становится возможным для Лакана лишь при условии продолжения анализа у Левенштейна — одного из четырех учебных аналитиков Франции. Такой вынужденный анализ прекращается только в 1939 году, вместе с побегом Левенштейна в США.
3 августа 1936 Лакан представляет на 14 Международном психоаналитическом конгрессе в Мариенбаде свой первый аналитический доклад «Стадия зеркала». Эрнест Джонс, будучи председателем конгресса, прерывает доклад, указывая на окончание времени отведенного на него. Обиженный Лакан оставляет заседание. Текст доклада не сохранился.

Вообще, в 30-х годах Лакан активно принимает участие в интеллектуальной жизни Парижа. В это время его деятельность связана с такими именами, как Андре Бретон, Жорж Батай, Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. Тесно сотрудничает с сюрреалистами, присутствует на первом авторском чтении «Улисса». 1932 публикует в «Минотавре» «Мотивы параноидального преступления: преступление сестер Папен».
В 1933 году Лакан знакомится из Мари-Луизой Блондэн, с которой вскоре вступает в брак. Вместе у них рождается трое детей: Каролина (нар. 1937), Теобальда (нар. 1939) и Сибила (нар. 1940). Однако, со временем Лакан влюбляется в Сильвию Батай, французскую актрису, жену писателя Жоржа Батая. Начиная с 1938, Сильвия разделяет свою жизнь с Лаканом. 1941 у них рождается дочь — Жудит.
Во время Второй мировой войны Лакан работает в военном госпитале в Париже и приостанавливает аналитическую практику.

В 1946 ППО возобновляет свою деятельность, Лакан вместе с Нахтом и Лагашем берут на себя ответственность за подготовку аналитиков и дальнейший супервизорский контроль. По завершении войны Лакан посещает Англию. Там, в течение 5 недель перенимает опыт заграничных коллег. Встречается с британскими аналитиками, среди которых ведущие представители психоаналитической школы Мелани Кляйн: Уилфред Бион и Джон Рикмен. Достижения Биона в направлении аналитической работы с группами интересуют Лакана и в дальнейшем влияют на формирование структуры исследовательских групп, которые будут называться «Картелями». В это время, также, начинается его длительная переписка с Д. Винникотом.
В 1948 году умирает мать Лакана.

В 1949 Жак Лакан у философа Александра Койре знакомится с Клодом Леви-Стросом. Исследования в области антропологии выдающегося этнолога-структуралиста в дальнейшем будут сильно влиять на Лакана. Также в 1949 году Лакан представляет новый доклад о Стадии зеркала на 16 конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Цюрихе.
В конце 40-х годов Лакан начинает в своей работе активно пользоваться короткими психоаналитическими сессиями, за что получает первое предупреждение от Парижского Психоаналитического Общества в 1951. Этого же года Лакан, на квартире своей жены Сильвии Батай, начинает проводить еженедельные частные семинары, настаивая на «возврате к Фрейду», как основном направлении психоаналитических исследований. На семинарах Лакан комментирует фрейдовские клинические случаи Доры и Человека-волка (1951-1952), Человека-крысы (1952-1953). В то время он считается наиболее продуктивным и оригинальным теоретиком группы, тем более, потому, что он всегда ссылается на классическую ортодоксальную фрейдовскую теорию. В январе 1953 Лакан становится президентом ППО и предлагает вести учебу психоаналитиков по четырем направлениям: комментарии официальных текстов (в частности, фрейдовских), курсы по контролю техники, клиническая и феноменологическая критика и детский анализ. Свобода выбора между направлениями должна оставаться за студентами. Однако, идеи Лакана по реформированию психоаналитического образования не поддерживаются. Со временем, в ППО формируется группа, которая противостоит Лакану, и которая, достаточно быстро, навязывает свои взгляды большинству Общества.

В 1953 году группа студентов психоаналитического университета Парижа, недовольных бюрократизмом и автократией среди преподавателей, объявляют забастовку. Это событие приводит к кризису внутри ППО, и, как следствие, изменения руководящего состава этой организации. Лакан, после снятия с себя титула президента ППО, выходит из организации, и вместе с другими бывшими членами (Даниэль Лагаш, Франсуаза Дольто) основывает новое учреждение — Психоаналитическое Общество Франции (ПОФ), которое, согласно замыслу основателей должен являть собой нечто вроде образовательного заведения — университета. Одним из последствий такого шага было лишение участников новообразованной организации, членства в Международной Психоаналитической Ассоциации. На первом заседании ПОФ Лакан читает лекцию «Символическое, Воображаемое, Реальное».

В сентябре 1953 Лакан, уже член нового Общества, представляет в Риме на Конгрессе франкоязычных аналитиков доклад «Функция и поле речи и языка в психоанализе».
Сразу после основания ПОФ, Лакан начинает публичный еженедельный семинар в больнице Святой Анны, который стал очень важным явлением в интеллектуальной жизни Франции и постоянно привлекал большое количество участников. Собственно семинарские, теоретические лекции, проходят по средах, по пятницам происходит разбор клинических случаев. Первый семинар получает название «Труды Фрейда по технике психоанализа» (1953-1954). Дальше «» Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа»(1954-1955), «Психозы»(1955-1956), «Отношения объекта и фрейдовских структур»(1956-1957), «Формации бессознательного»(1957-1958), «Желание и его интерпретация»(1958-1959), «Этика психоанализа» (1959-1960), «Трансфер» (1960-1961), «Идентификация» (1961-1962), «Тревога» (1962-1963).
В 1960 умирает отец Лакана.

В 1962 году начинаются сложные переговоры ПОФ с Международной Психоаналитической Ассоциацией, представители которой в 1963 году заявляют, что признание ПОФ зависит от устранения Лакана (с его короткими сессиями и критикой ортодоксального психоанализа) из списка обучающих аналитиков. 19 ноября происходит заседание ПОФ, на котором, при отсутствии Лакана, принимается решение удовлетворить требования МПА. На следующий день Лакан начинает, и сразу же заканчивает свой новый семинар «Имена Отца». В дальнейшем Лакан выходит из ПОФ для того, чтобы учредить собственную школу, которая стала известна как Фрейдова Школа Парижа.

Начиная с 1964 Лакан переносит семинары в Высшую Нормальную Школу (École Normale Supérieure), в аудиторию, которая вмещает уже около 300 человек. Среди его слушателей коллеги, которые присоединяются к нему из ПОФ и студенты Высшей Школы. Там он проводит семинары «Четыре основных понятия психоанализа» (1964), «Ключевые проблемы психоанализа» (1964-1965), «Объект психоанализа» (1965-1966), «Логика фантазма» (1966-1967), «Психоаналитический акт» (1967-1968) и «От Другого к другому» (1968-1969).
В 1966 году публикуется «Написанное» — сборник письменных работ Лакана разных лет (главным образом за 1957), которая сразу же становиться бестселлером во Франции. Этого же года Жюдит Лакан выходит замуж за Жака-Алана Миллера.

В «Предложении 9 октября 1967 относительно психоаналитика Школы» Лакан впервые предлагает процедуру «пасса», как механизм получения звания Аналитика Школы.
С начала учебного года 1969, директор Высшей Нормальной Школы отказывает Лакану в проведении Семинара в подчиненном ему учебном заведении. Благодаря Леви-Стросу, Семинар опять переезжает, теперь уже на факультет права (в так называемый Пантеон), в аудиторию, которая вмещает до 700 человек. Именно здесь Лакан проводит свой 17 семинар «Изнанка психоанализа» (1969-1970), где предлагает четыре базовых типа дискурса. Также, в 1969 году, Мишель Фуко предлагает Лакану создать и возглавить Кафедру психоанализа в Винсене (университет Париж- VIII). Кафедра создается, однако возглавляет ее, по воле Лакана, Серж Леклер. В 1970 году Лакан дает интервью на радио, запись которого издается под названием «Радиофонія».
В 1971 проходит 18 семинар «D’ un discours qui ne serait pas du semblant», дальше «ou pire» (1972), «Еще: о женской сексуальности, пределах любви и знания» (1973), «Les non — dupes errent» (1974).
В 1974 Кафедра психоанализа в Винсене переименовывается во «Фрейдове Поле», Лакан становиться директором, Жак-Ален Миллер — президентом. В этом же году Лакан дает интервью на телевидении на телеканале ORTF, позже опубликованное под названием «Телевидение».

В следующем, 1975 году, Лакан осуществляет поездку в США и читает лекции в Колумбийском, Ельском университетах и Массачусетском технологическом институте. Также, в этом году Лакан читает семинар «RSI». В 1976 проходит Семинар под названием «Le sinthome», в 1977 — «L’ insu que sait de l’une bévue s’aile à mourre», 1978 — «Le moment de conclure», 1979 — «La topologie et le temps».
9 января 1980 года Лакан объявляет о роспуске Фрейдовой Школы Парижа в письме, адресованном членам Школы и опубликованном в ведущей газете Франции «Le Monde». Он просит тех, кто желает продолжать работать с ним, заявить о своих намерениях в письменном виде. В ответ на свое заявление, Лакан получает более тысячи листов в неделю. 21 февраля Лакан объявляет о создании новой организации «Фрейдово дело». В июле участвует в международной конференции в Каракасе, где говорит «Я приехал сюда, прежде чем начать мое Фрейдово дело. Это зависит от вас, быть ли вам лаканистами, если вы желаете, что касается меня, то я фрейдист».
9 сентября 1981 года Лакан умирает.